Российским авиаперевозчикам грозит разорение, если власти не примут мер для поддержки отрасли. С таким печальным прогнозом выступила Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят более ста авиакомпаний.
В АВЭТ подсчитали, что авиабизнес становится все менее рентабелен. Так, в 2011 году, несмотря на рост пассажиропотока, 35 крупнейших перевозчиков страны получили совокупный убыток в 14,5 миллиарда рублей. При этом 22 авиакомпании закончили год с отрицательными финансовыми результатами. Примечательно, что годом ранее все они сумели получить прибыль.
Основная причина финансовых неурядиц – неконтролируемый рост цен на топливо и наземное обслуживание, - говорят эксперты. Так, в минувшем году цены на авиабилеты выросли почти на 12%, но при этом керосин подорожал на 31%. Плата за наземный сервис в последние пять лет подскочила в разы: аэронавигационное обслуживание внутренних линий подорожало на 124%, обслуживание международных маршрутов – на 200%.
В этой ситуации сильнее всего страдают региональные авиакомпании, - отмечают в АВЭТ и предлагают два способа спасти отрасль. Во-первых, нужно отменить НДС для внутренних рейсов. Это обойдется бюджету в ежегодные 35 миллиардов рублей, однако поддержит перевозчиков.
Второй спасительной мерой уже занялись в правительстве. Речь об отмене ввозных пошлин для иностранных самолетов вместимостью до 72 кресел. В конце июня с таким предложением выступил Дмитрий Медведев, и его поддержали.
Рынок пассажирских перевозок страдает не только в России. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщает, что в этом году рентабельность бизнеса составит 0,5% против прошлогодних 2,9%. Что же касается прибыли авиакомпаний, то она упадет до трех миллиардов в сравнении с восемью миллиардами в 2011 году.